Справка о проекте реорганизации администрации Воронежской области

31 янв 2005

В декабре 2004 года завершён первый этап проекта реформирования администрации Воронежской области, основной результат которого — разработанные и принятые высшим руководством администрации концептуальные принципы и конкретные предложения по совершенствованию организационной структуры администрации и функций её структурных подразделений.

Проблема, инициировавшая проект, состоит в том, что унаследованные и естественно складывающиеся формы организации деятельности, структура и функции органов исполнительной государственной власти Воронежской области не адекватны новым социальным, экономическим и административно-политическим условиям. Потенциал стихийной адаптации органов государственной власти к новым условиям, основанный на интуиции и опыте руководителей, к настоящему времени исчерпан.

Главная цель проекта — обоснование, реорганизация и адаптация органов исполнительной государственной власти Воронежской области к решению проблем управления, возникающих в новых экономических и социальных условиях, и определяемых стратегическими целями регионального развития — повышением конкурентоспособности Воронежской области и качества жизни на её территории.

В ходе проекта Аналитическим центром «Концепт» проведён анализ организационной и функциональной структур администрации Воронежской области.

В ходе проекта консультанты Аналитического центра «Концепт» провели 160 аналитических проблемных интервью с руководителями структурных подразделений администрации Воронежской области.

Проведён анализ нормативно-правовой базы деятельности администрации Воронежской области, включающей:

  • федеральное законодательство и законы Воронежской области;
  • постановления и распоряжения администрации Воронежской области;
  • организационные структуры и штатные расписания исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
  • положения об исполнительных органах государственной власти Воронежской области;
  • должностные инструкции государственных служащих администрации.

Выявлены проблемы функционирования системы организационного управления администрации Воронежской области.

Разработаны принципы совершенствования системы организационного управления администрации Воронежской области, включающие:

  • разделение верхнего уровня оргструктуры администрации на блок целеполагания, блок контроля, исполнительный блок (достижение целей), а также блок административного обеспечения и безопасности;
  • отделение функций контроля от отраслевых структурных подразделений и концентрация их в едином контролирующем органе;
  • декомпозиция — дробление / укрупнение функций;
  • разделение функций на первичные и вторичные;
  • требование нормативно-правовой обоснованности первичных функций;
  • сокращение численности государственных служащих администрации за счёт исключения дублирующихся и «надуманных» функций, централизации и оптимизации вторичных функций, вывода в самостоятельные хозяйствующие субъекты функций, являющихся государственными услугами, заказ по конкурсу сервисных функций, возложение обслуживающих функций на негосударственных служащих администрации;
  • установление лимитов численности подразделений в зависимости от объёма / трудоёмкостей выполняемых функций;
  • определение статусов подразделений в зависимости от значимости выполняемых ими функций для достижения стратегических целей Администрации;
  • нормирование объёмов управления — количество подчиненных у руководителей должно быть 7 + 2;
  • делегирование полномочий — установление лимитов на количество распоряжений и постановлений, утверждаемых Главой администрации области.

11 августа 2004 года сделан доклад принципов Главе администрации.

По результатам доклада было принято решение одобрить принципы и провести по этой тематике обучение руководителей структурных подразделений администрации.

10 сентября 2004 г. АЦ «Концепт» совместно с Информационно-аналитическим центром администрации Воронежской области провёл семинар-совещание по проблемам совершенствования системы организационного управления Администрации Воронежской области.

На семинаре был изложен одобренный Главой администрации подход к реформированию областной власти, вызвавший оживленную дискуссию.

Закончился семинар работой в группах, направленной на освоение навыков применения принципов путем выполнением практических заданий.

На основании принятых принципов Центром «Концепт» разработан проект организационной структуры администрации Воронежской области.

Разработаны классифицированные перечни нормативно обоснованных функций для подразделений администрации Воронежской области.

Разработаны предложения по лимитам численности подразделений администрации Воронежской области.

Проведён анализ «дерева целей» администрации Воронежской области, предложены критерии и методика оценки эффективности их достижения.

Разработан проект системы управления персоналом администрации Воронежской области, включающий:

  • рекомендации по оптимизации кадровой работы,
  • проект организационной и функциональной структуры системы управления персоналом,
  • рекомендации по внедрению должностных (служебных) регламентов на основе конкретизации обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих;
  • рекомендации по формированию механизма подбора кадрового состава государственной службы, обеспечению должностного (служебного) роста государственных служащих на основе их профессиональных качеств.

Разработаны проекты нормативных и организационно-распорядительных документов по приведению организационно-функциональной структуры администрации Воронежской области в соответствие с требованиями реорганизации администрации .

4-го ноября и 7-го декабря перечисленные результаты были представлены Главе администрации. По результатам доклада было принято решение о внедрении полученных результатов в течение 2005 года.

Следует отметить, что результаты 2004 года базируются на одном из подходов к организационному реформированию — функциональном подходе. В 2005 году планируется провести анализ деятельности Администрации, базирующийся на процессном подходе. Если функциональный подход отвечает на вопрос «что нужно сделать?», то процессный подход отвечает на вопрос «как это сделать и что для того требуется?» На базе процессного подхода предлагается разработать проект современной системы организационного управления администрации Воронежской области.

В связи с проводимой на федеральном уровне бюджетной реформой, переходом к бюджетированию, ориентированному на результат, предлагается провести работы по разработке и адаптации методов программно-целевого планирования и управления.

Кроме того, для активного вовлечения в процессы реформирования руководителей структурных подразделений администрации необходимо провести 2-3 пилотных проекта совершенствования деятельности подразделений на уровне выполнения конкретных процедур и операций.