Создание систем бюджетирования, ориентированных на результат:

Одной из основных проблем деятельности государственных органов власти является достижение наибольшей эффективности расходования бюджетных средств, но оценка эффективности их расходования должна оценивать с точки зрения достижения поставленных перед органом власти целей, описание которых часто отсутствует.

Одним из механизмов решения данной проблемы является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).

БОР – методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование и оценка эффективности расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Комплекс услуг по внедрению БОР включает в себя разработку и внедрение системы целей, показателей, мероприятий по достижению целей, а так же систем стимулирования государственных служащих и работников подведомственных учреждений, ориентированных на достижение поставленных целей.

При разработке и внедрении БОР используются уникальные методы концептуального анализа и проектирования, позволяющие оперировать крайне сложными, слабоструктурированными предметными областями. В частности, для проектирования систем целей используется, разработанная  Центром теория стратегического планирования и управления, являющаяся целостной методологией для построения стратегий – как организаций, так и в целом регионов и отраслей экономики государства.

В результате реализации комплекса мероприятий по разработке и внедрению БОР заказчикам предлагается конечный продукт: созданный и внедренный механизм управления по результатам. Он позволяет осуществлять финансирование не по сметам затрат, а на достижение конкретных целей. Основное отличие БОР от существующего затратного метода заключается в том, что затраты обоснованы не только относительно числа объектов финансирования или размеров затрат в прошлом периоде, а относительно того, сколько требует реализация программы достижения целей. При этом финансовые средства расходуются не на содержание объектов или оплату работы персонала, а на достижение поставленных целей, то есть как оплата механизмов достижения.

Внедрение БОР возможно в крупных государственных организациях, министерствах, администрациях городов и областных правительств. Имеется опыт внедрения БОР в таких отраслях , как государственное управление; муниципальное управление; образование; здравоохранение; социальная защита населения; оборона и безопасность; строительство; финансы; экология; сельское хозяйство; культура, спорт, молодежная политика и другие.

Диагностика действующей системы управления по результатам

Продуктом является выявленный перечень проблем действующей системы управления по результатам (определение фактического состояния) и их ранжирование по выделенным основаниям.

Для этого реализуются мероприятия:

  • Анализ существующей системы целей
    • Анализ целей на соответствие основным требованиям к целям
      • Измеримость,
      • Достижимость и возможность,
      • Соответствие мероприятиям, поставленным целям (возможно ли достичь поставленных целей с ;
    • Анализ системы целей
      • на согласованность системы целей,
      • на полноту системы целей,
      • на актуальность;
    • Выявление проблем целеполагания и целедостижения
      • Анализ согласования процессов целеполагания и целедостижения,
      • Анализ механизмов выявления и парирования рисков и угроз,
      • Анализ процедур и форм согласования целей в отрасли,
      • Анализ соответствия построенной системы целей и мероприятий имеющимся полномочиям, выполняемым функциям, оказываемым услугам.
  • Анализ системы сбалансированных показателей
    • Анализ показателей на удовлетворение основным требованиям к показателям:
      • адекватность;
      • точность;
      • объективность;
      • однозначность;
      • экономичность;
      • уникальность;
      • другие.
      • Анализ систем показателей:
        • Эффективность оценки процессов целедостижения,
        • Полнота системы показателей в соответствии с целями;
        • Наличие возможной противоречивости показателей;
        • Соответствие показателей целям, основным требованиям и ключевым атрибутам
    • Выявление проблем формирования показателей и определения их значений в системе управления по результатам.
    • Анализ оценки целедостижения с помощью показателей
      • Выявление возможных проблем сбора информации;
      • Выявление возможных проблем достоверности собираемой информации;
      • Анализ полноты документационного обеспечения сбора и анализа показателей;
      • Анализ форм и процедур от сбора и анализа информации до принятия реализации решений на основе фактических значений показателей.
      • Анализ систем стимулирования
        • Анализ направленности систем стимулирования на достижение поставленных целей.
        • Анализ эффективности систем стимулирования (повышаются ли эффективность и результативность достижения целей);
        • Анализ прозрачности принципов и методик расчета стимулирующих выплат.
  • Анализ системы финансирования на соответствие БОР
    • Выявление ограничений существующей системы финансирования не позволяющей её функционировать в соответствии с принципами БОР;
    • Анализ полноты документационного обеспечения решений (организационных и финансовых) по методологии БОР
      • формирования бюджета на основе принципов БОР;
      • планирование и контроль реализации планов по методологии БОР;
      • принятие решений по результатам реализации планов.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Продуктом является выявленный перечень проблем действующей системы управления по результатам (определение фактического состояния) и их ранжирование по выделенным основаниям.

Для этого реализуются мероприятия:

·         Анализ существующей системы целей

o   Анализ целей на соответствие основным требованиям к целям

§  Измеримость,

§  Достижимость и возможность,

§  Соответствие мероприятиям, поставленным целям (возможно ли достичь поставленных целей с ;

o   Анализ системы целей

§  на согласованность системы целей,

§  на полноту системы целей,

§  на актуальность;

o   Выявление проблем целеполагания и целедостижения

§  Анализ согласования процессов целеполагания и целедостижения,

§  Анализ механизмов выявления и парирования рисков и угроз,

§  Анализ процедур и форм согласования целей в отрасли,

§  Анализ соответствия построенной системы целей и мероприятий имеющимся полномочиям, выполняемым функциям, оказываемым услугам.

·         Анализ системы сбалансированных показателей

o   Анализ показателей на удовлетворение основным требованиям к показателям:

§  адекватность;

§  точность;

§  объективность;

§  однозначность;

§  экономичность;

§  уникальность;

§  другие.

o   Анализ систем показателей:

§  Эффективность оценки процессов целедостижения,

§  Полнота системы показателей в соответствии с целями;

§  Наличие возможной противоречивости показателей;

§  Соответствие показателей целям, основным требованиям и ключевым атрибутам

o   Выявление проблем формирования показателей и определения их значений в системе управления по результатам.

o   Анализ оценки целедостижения с помощью показателей

§  Выявление возможных проблем сбора информации;

§  Выявление возможных проблем достоверности собираемой информации;

§  Анализ полноты документационного обеспечения сбора и анализа показателей;

§  Анализ форм и процедур от сбора и анализа информации до принятия реализации решений на основе фактических значений показателей.

·        Анализ систем стимулирования

o   Анализ направленности систем стимулирования на достижение поставленных целей.

o   Анализ эффективности систем стимулирования (повышаются ли эффективность и результативность достижения целей);

o   Анализ прозрачности принципов и методик расчета стимулирующих выплат.

·         Анализ системы финансирования на соответствие БОР

o   Выявление ограничений существующей системы финансирования не позволяющей её функционировать в соответствии с принципами БОР;

o   Анализ полноты документационного обеспечения решений (организационных и финансовых) по методологии БОР

§  формирования бюджета на основе принципов БОР;

§  планирование и контроль реализации планов по методологии БОР;

§  принятие решений по результатам реализации планов.

Стратегические цели, задачи и сбалансированные показатели их достижения

–        Разработка отраслевой политики

Продуктом является сформированный перечень стратегических целей в рамках построенной политики отрасли, а также распределенный по целям бюджет отрасли. Этот продукт является ключевым во внедрении БОР.

На данном этапе реализуются мероприятия:

  • Разработка системы целей и мероприятий по достижению этих целей;
  • Формирование политики по решению имеющихся проблем и по развитию отрасли;
  • Выявление рисков и угроз, создание механизмов их парирования;
  • Разработка целей и мероприятий по их достижению для основных направлений отрасли;
  • Разработка проекта отраслевой политики (приказа руководителя отраслевого органа управления);
  • Согласование разработанной системы целей, проведение совместного анализа реализуемости предложенных мероприятий;
  • Разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

–        Разработка системы сбалансированных показателей

Продуктом является система сбалансированных показателей (ССП) для контроля достижения поставленных целей, а также методические рекомендации по работе с ней.

ССП является дополнением к системе целей и отражает степень достижения целей и реализации мероприятий. Разработанная и внедренная ССП дополнит существующую систему показателей и будет привязана к конкретным исполнителям.

На данном этапе реализуются мероприятия:

  • проектируется система сбалансированных показателей достижения целей политики;
    • разрабатываются целевые показатели для целей, в том числе основанные на «президентских» показателях;
    • разрабатываются показатели реализации мероприятий и критических показателей;
  • проводится балансировки показателей: по процессам; по иерархии; по значениям; по «комплексированию» показателей;
  • проводится обучение методике разработки и балансировки показателей (в т.ч. в рамках учебных и штабных сессий);
  • разрабатываются карты показателей (для исполнителей, организационных единиц, учреждений, ИОГВ);
  • проводится согласование разработанной системы показателей;
  • разрабатывается проект НПА об утверждении системы показателей (для ИОГВ, подведомственных организаций, отраслевых органов управления Муниципальных образований).
  • разрабатывается комплект документов регламентов по мониторингу значений показателей, их измерению, установлению плановых значений;

Разработка и внедрение механизмов управления по результатам;

Продуктом является разработанные и внедренные механизмы управления по результатам.

На данном этапе реализуются мероприятия:

  • Распределение бюджета по целям, его привязка к результатам, которые достигаются путем реализации мероприятий;
  • Осуществление документационного обеспечения «нового функционирования по методологии БОР»;
  • Разработка и внедрение новых принципов работы (планирования и отчетности);
  • Внесение изменений в финансирование (финансовые потоки), в том числе в систему планирования и отчетности (внесение изменений в НПА, в том числе в областные законы);
  • Разработка и внедрение новых организационных форм для принятия решений и контроля достижения целей;
  • Разработка одноканальной схемы финансирования отраслей, позволяющей перейти на финансирование по методологии БОР;
  • Разработка организационно-распорядительных документов, необходимых для начала работы на принципах БОР (положения и регламенты Контрольных комиссий, соглашения, распоряжения, постановления и т.д.);
  • Разработка методических рекомендаций по оптимизации расходов на развитие отрасли;
  • Разработка регламентов предоставления и анализа отчетности, контроля принимаемых решений - c целью создания «обратной связи» при реализации проекта формируется комплекс регламентов по отслеживанию показателей, их измерению, установлению плановых значений;

Механизмы мониторинга достижения целей

Продуктом является разработанные и внедренные механизмы мониторинга достижения целей отрасли.

На данном этапе реализуются мероприятия:

  • разработка регламентов предоставления и анализа отчетности, контроля принимаемых решений, - комплекс регламентов по сбору и анализу значений показателей, установлению плановых значений;
разработка учетных и отчетных форм для контроля достижения поставленных целей.

Механизмы стимулирования достижения целей

–        Разработка систем стимулирования (механизмов), ориентированной на достижение целей (для исполнительных органов государственной власти (ИОГВ), учреждений, работников учреждений).

Одним из принципов разрабатываемой системы стимулирования является более эффективное достижение целей, при этом исполнителей не наказываются за недорасход средств. При этом экономия, достигнутая за счет более эффективного расходования средств, используется на стимулирование персонала и учреждений, а не «срезается» на следующий год. В результате чего преобладает внутренний самоконтроль за расходованием средств и достижением целей, так как работники стимулированы к этому.

На данном этапе реализуются мероприятия:

  • Создание проекта системы стимулирования работников системы управлению отраслью, привязанной к результатам их деятельности
  • Разработка принципов стимулирования;
  • Разработка алгоритмов стимулирования госслужащих, работников подведомственных учреждений; алгоритмов стимулирования подведомственных учреждений к достижению целей;
  • разрабатываются формы документов (документационное обеспечение) функционирования системы стимулирования;
  • Проведение обучения (в рамках штабных и учебных сессий, индивидуального обучения) и согласования разработанной системы стимулирования;
  • Разработка нормативно-правовых актов о внедрении систем стимулирования (приказы);
  • Согласование разработанных систем стимулирования, согласование разработанных приказов.

Обучение персонала принципам управления по результатам

Продуктом является обученный персонал принципам управления по результатам.

На данном этапе реализуются  мероприятия:

  • С целью обеспечения целостного выполнения внедрения БОР на практике, а не только на бумаге, проводятся циклы обучающих лекций и мастер-классов БОР для персонала, при этом делается акцент на том, чтобы после внедрения БОР обученный персонал мог самостоятельно обучать данным методикам без помощи консультантов;
    • Разработке систем целей;
    • Разработке систем сбалансированных показателей
      • Разработке показателей
      • Балансировке показателей
    • Разработке систем стимулирования;
    • Принципам перехода к одноканальному финансированию;
    • Принципам функционирования по методологии БОР.
  • Производится обучение методике разработки целей (учебные и штабные сессии), согласование разработанных целей и мероприятий.

Предоставлена в проектах:

Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию федеральной системы стратегических целей, тактических задач, показателей и форм отчетности в сфере недропользования

Отзыв клиента

Комплекс услуг по реформированию здравоохранения и повышению качества медицинской помощи в Ленинградской области

Научно-исследовательская работа по переводу трех отраслей социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты и образования) Ленинградской области на финансирование по методологии бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)

Отзыв клиента

Разработка концепции молодёжной политики и плана действий по модернизации молодёжной политики Российской Федерации