А. Файоль. Общее и промышленное управление

Автор конспекта: А. В. Булов

Все операции на предприятии разбиты на:

  1. Технические (производство, выделка и обработка)
  2. Коммерческие (покупка, продажа и обмен) (+ наблюдение за внутренними ценами, чтобы они не стали источником заблуждений).
  3. Финансовые (привлечение средств и распоряжение ими).
  4. Страховые (страхование и охрана имущества и лиц) (мероприятия, обеспечивающиепредприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие).
  5. Учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.) (давать полные, ясныеи точные сведения относительно экономического положения предприятия).
  6. Административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Эти шесть групп операций — существенные функции.

Все шесть существенных функций находятся в тесной зависимости.

Административная функция

Административная функция воздействует только на персонал.

Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действий.

Организовывать — строить двойной (материальный и социальный) организм предприятия.

Распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать.

Координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия.

Контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилами отданным распоряжениям.

Править — вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит обеспечить действие шести существенных функций.

Установки

Установка покоится на совокупности качеств и знаний из следующих рубрик:

  1. Физические (здоровье, сила, ловкость).
  2. Умственные (понятливость, лёгкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума).
  3. Нравственные (энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства).
  4. Общее развитие (запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции).
  5. Специальные знания (относящиеся исключительно к какой-либо функции).
  6. Опыт (знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов).

В предприятиях всех видов существенной установкой низших агентов является характерная для данного вида предприятия профессиональная установка, существенной установкой главных руководителей является административная установка.

Принципы управления

  1. Разделение труда.
  2. Власть.
  3. Дисциплина.
  4. Единство распорядительства (командования).
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных интересов общему.
  7. Вознаграждение.
  8. Централизация.
  9. Иерархия.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Постоянство состава персонала.
  13. Инициатива.
  14. Единение персонала.

Власть — ответственность

Власть — право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчинятся.

Авторитет власти различают:

  • на основе устава;
  • личный авторитет на основе ума, знаний, опыта, нравственной силы, распорядительности, заслуг.

Власть немыслима без ответственности, т. е. без санкции (награды или кары), сопровождающей это действие.

Для осуществления санкции необходимо:

  • установить степень ответственности;
  • установить градацию санкции;
  • осуществить санкцию.
Чем выше иерархическая ступень предприятия, чем сложнее операции, чем большее число участвующих в них агентов, чем отдалённее их конечный результат, — тем труднее выявить долю участия начального акта власти в конечном результате, установить степень ответственности начальника.

Дисциплина

Дисциплина — это повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.

Дисциплина — соблюдение соглашений, имеющих предметом послушание, усердие, деятельность и внешние знаки уважения.

Подвергается ли это соглашение свободному обсуждению или возникло без предварительной дискуссии; писано оно или принято молчаливо; вытекает ли оно из воли сторон или из законов и обычаев — оно фиксирует степень дисциплины.

Наиболее действенными средствами установления и поддержания дисциплины являются:

  1. Хорошие начальники на всех ступенях.
  2. Возможно более ясные и справедливые соглашения.
  3. Рассудительно применяемые карательные санкции.

Единство распорядительства

Служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

Дуализм распорядительства — вещь недопустимая.

Дуализм распорядительства:

1. Отдание распоряжение, минуя промежуточные иерархические уровни, под предлогом:

  • улучшения понимания,
  • выигрыша времени,
  • приостановки неправильного действия.

2. Дуализм распорядительства на вершине предприятия по причине:

  • желания избежать непосредственной трудности разделения компетенции.

3. Несовершенство разграничения отделов.

4. Беспрерывное сношение двух отделов, естественное смешение функций, часто неточное определение компетенции.

Единство руководства

Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

Единство руководства обеспечивается хорошей конституцией социального образования; единство распорядительства зависит от надлежащего функционирования всего персонала.

Единство распорядительства немыслимо без единства руководства, но из последнего не вытекает.

Централизация

Централизация состоит в том, что во всяком животном или социальном организме восприятия сходятся в одном центре — в мозгу или в дирекции — и из мозга или дирекции и сходят приказы, приводящие в движение все части организма.

Централизация не является системой управления.

Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

Иерархия

Иерархия — ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

Иерархическая колея — это тот путь, по которому — проходя все ступени — следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей. Этот путь диктуется одновременно необходимостью обеспеченности передачи и единства распорядительства.

Допустим, что нужно установить связь между отделом Г и отделом Н в предприятии, в котором иерархия может быть изображена двойной лестницей Д — А — О.

Следуя по иерархической колее, надо было бы подняться от Г до А, а потом спуститься от А до Н, останавливаясь на каждой ступени, затем вновь подняться от Н до, А и спуститься от, А до Г, чтобы вернуться к отправному пункту.

Очевидно гораздо проще и быстрее перейти прямо из Г в Н, используя мостком Г-Н.

Иерархический принцип будет соблюдён, если:

  • Начальствующие лица В и М уполномочат своих соответствующих агентов Г и Н вступить в непосредственные взаимоотношения;
  • Г и Н будут непосредственно осведомлять своих начальников о том, что они сделали по общему согласию.

Поскольку действия Г и Н остаются согласованными и одобряются их непосредственным начальством, постольку их прямые взаимоотношения могут продолжаться; с момента же, когда согласованность нарушается или действия неодобряются начальством, — прекращаются и эти взаимоотношения и вновь устанавливаются по иерархической колее.

Разделение труда

Цель разделения труда — повысить количество и качество производства при затрате тех же усилий.

По мере роста общества возникают новые органы, долженствующие стать наместо одного, раньше выполнявшего все функции.

Разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые направлено внимание и действие.

Результатом разделения труда является специализация функций и разделение власти.

Разделение труда имеет пределы.

Порядок

Материальный порядок

Определённое место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте.

Социальный порядок

Определённое место для каждого и каждый на своем месте.

Справедливость

Правосудие — реализация установленных конвенций.

Но конвенции не могут всего предвидеть; часто приходится их истолковывать или дополнять то, чего в них нет.

Справедливость — результат сочетания благожелательности с правосудием.

Постоянство персонала

Служащему нужно известное время, чтобы освоиться с новой функцией инаучиться её успешно выполнять. Если к моменту, когда должно закончиться это освоение или до его окончания, служащего перемещают, тем самым его лишают возможности принести пользу, равноценную потраченному времени.

Тем не менее смены в составе неизбежны:

  • возраст;
  • болезни;
  • отставки;
  • смерть;
  • некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции;
  • некоторые служащие оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу.

Подчинение частных интересов общим

В предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия.

Средства достижения успеха:

  1. Стойкость и хороший пример начальников.
  2. Возможно более справедливое соглашения.
  3. Бдительный надзор.

Вознаграждение персонала

Вознаграждение персонала — оплата исполненной работы.

Такса вознаграждения предопределяется прежде всего обстоятельствами, не зависящими от воли хозяина и ценности служащих:

  • дороговизна жилья;
  • избыток или недостаток персонала;
  • общее состояние дел;
  • экономическое положение предприятия;

далее она зависит от:

  • ценности служащих;
  • принятой формы оплаты труда.

В форме заработной платы обычно ищут следующее:

  1. Чтобы она обеспечивала справедливое вознаграждение.
  2. Чтобы она поощряла усердие, компенсируя полезное усилие.
  3. Чтобы она не могла приводить к крайностям в вознаграждении, выходящим за пределы разумного.

Распространенные формы заработной платы для рабочих:

  1. Поденная плата.
  2. Поурочная плата.
  3. Поштучная оплата.

Эти формы могут комбинироваться и давать важные варианты на основевведения:

  • премий;
  • участия в прибылях;
  • добавлений натурой (+ меры по улучшению быта);
  • воздаяния заслуг и т. д.

Инициатива

Инициатива — возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно так же относится к категории инициативы.

Единение персонала

Среди многих пригодных средств я особо отмечу один принцип, который следует соблюдать, и две опасности, которых надо избегать. Принцип, который надособлюдать, —

  • единство распорядительства;

опасности, которых надо избегать:

  • дурное толкование принципа «разделяй и властвуй» (не надо разделять персонал);
  • злоупотребление письменной формой общения.

Элементы управления

Предвидение

Программа действия — главное проявление предвидения, его наиболее действенное орудие.

Программа действия — это одновременно:

  • конечная цель;
  • руководящая линия поведения;
  • этапы предстоящего пути;
  • средства, которые будут пущены вход;

— это картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчётливостью, соответствующей ясности всего плана, а отдалённые — представлены более или менее смутно;

— это предвидимый и подготовленный на известный период ход предприятия.

Программа действия зиждется на:

  • ресурсах предприятия (недвижимость, оборудование, сырьё, денежный капитал, персонал, мощность производства, район сбыта, социальная конъюнктура и т. д.);
  • природе и важности текущих операций;
  • возможностях будущего, зависящих частью от технических, коммерческих, финансовых и иных условиях, в свою очередь подверженных изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить наперёд.

Черты хорошей программы:

  • единство (согласованность, целостность);
  • непрерывность (руководящих действий программы и процесса разработки программ)
  • гибкость;
  • точность.

Для выработки хорошей программы действий руководящий персонал должен обладать следующими качествами:

  • искусством управлять людьми;
  • большой активностью;
  • определённым нравственным мужеством;
  • прочностью служебного положения;
  • известной компетентностью в профессиональной специальности предприятия;
  • известной общей деловой опытностью.

Организация

Общая форма социального организма зависит почти исключительно от числа служащих предприятия.

На примере предприятия

  1. Каждая новая группа рабочих в 10, 20, 30 человек принуждает вводить ещё одного мастера.
  2. Наличие 2, 3, 4 или 5 мастеров принуждает ввести заведующего мастерской.
  3. Наличие 2, 3, 4 или 5 заведующих мастерскими требует введения заведующего отделом.
  4. И т. д.

Распорядительство

Когда социальный организм построен, нужно заставить его действовать. Здесь начинается роль распорядительства.

Начальник, несущий на себе обязанности распорядительства, должен:

  1. Обладать глубоким знанием своего персонала (изучать подчиненных).
  2. Устранять неспособных (не покушаясь на спокойствие остальных за своё будущее).
  3. Хорошо знать договоры, существующие между предприятием и служащими (следить за их выполнением и, если необходимо, изменять их).
  4. Подавать хороший пример.
  5. Делать периодические обзоры социального состава предприятия.
  6. Организовывать совещания для достижения единства управления, согласования усилий и получения информации.
  7. Не отвлекать внимания к мелочам.
  8. Уметь добиться от персонала единства действия, инициативы и преданности.

Координирование

Координировать — это значит согласовывать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех;

— это придать материальному и социальному организму каждого отдела надлежащие пропорции, чтобы они могли надёжно и экономно выполнять свои функции;

— это значит учитывать в отношении каждой операции (технической, коммерческой, финансовой и т. д.) те обязательства и следствия, которые она влечёт за собой для всех других операций предприятия;

— это значит соразмерять издержки с финансовыми ресурсами, обширность недвижимости и оборудования с нуждами производства, снабжение с потреблением, сбыт с размерами производства;

— это значит строить свой дом не слишком малым и не слишком большим, приспособлять орудие к обрабатываемому объекту, дорогу к экипажу, предохранительные приспособления — к угрожающей опасности;

— это значит выдвигать на первый план существенное и на второй — второстепенное;

— это значит придавать вещам и актам надлежащие пропорции, приспособлять средства к цели.

В хорошо координированном предприятии:

  1. Каждая служба работает в согласии с остальными.
  2. В каждой службе отделы и подотделы точно осведомлены относительно доли участия их в общей работе и той помощи, которую они должны друг другу оказывать.
  3. Программа работ в различных службах и отделах каждой службы постоянно согласуются с обстоятельствами.

Примеры некоординированности:

  1. Каждая служба не знает и не хочет ничего знать о других. Она работает так, как если бы она была сама себе целью и смыслом, не заботясь нисколько ни о соседних службах, ни о предприятии в целом.
  2. Между отделами и бюро одной службы существует такая же разомкнутость, как и между различными службами. Главная забота каждого — прикрыть свою личную ответственность какой-либо бумагой, приказом, циркуляром.
  3. Никто не думает об общем интересе. Нет инициативы и преданности делу.

Одно из лучших средств держать персонал постоянно начеку и облегчить ему выполнение обязанностей — это совещания начальников служб.

Контроль

Контроль — состоит в проверке: всё ли протекает согласно:

  • принятой программе;
  • данным приказаниям;
  • установленным принципам.

Для того, чтобы контроль был действителен, нужно чтобы:

  • контроль был проведён вовремя;
  • контроль сопровождался санкцией.

Опасность, которую следует избегать, — это присвоение себе контролем распорядительской и исполнительной функций в службах (двойственность управления).