Подход к разработке Центра компетенции ИСУ на базе mySAP ERP

В настоящей статье описывается разработанный Аналитическим центром «Концепт» подход к созданию Центра компетенции ИСУ на базе mySAP ERP.

В основе подхода лежит представление о Целевой функции Центра компетенции ИСУ на базе mySAP ERP – поддержание и развитие Информационной системы управления на базе mySAP ERP используемой клиентом (здесь и далее под клиентом понимаются подразделения/организации, обслуживаемые Центром компетенции).

Сложность и многоаспектность Целевой функции Центра компетенции требует особого подхода к её организационной реализации, основанного на фиксации концептуальной точки зрения на состав этой функции и соответствие её частей конкретным организационным формам. Основу Концепции системы организационного управления Центра компетенции формируют ключевые идеи представленные в этом документе.

Каждая идея реализуется набором базовых организационных форм (далее оргформа), симбиоз которых и формирует систему организационного управления Центра компетенции. Все базовые оргформы определяются в концептуальной модели системы организационного управления Центра компетенции. Симбиоз базовых оргформ определяется моделью организационной структуры Центра компетенции.

Ключевые идеи также определяют состав мероприятий по реализации организационного проекта внедрения Центра компетенции ИСУ на базе mySAP ERP.

Идея №1

Определяемые к выполнению Центром компетенции функции дифференцированы по своей содержательной сложности.

Реализация

Многообразие набора компонент от клиента к клиенту предъявляет различные по содержательной сложности требования к услугам Центра компетенции. Так, некоторым клиентам достаточно проведение регламентных работ по установке обновлений, другим же требуется внедрение новых функциональностей (в силу диверсификации клиента) и обучение сотрудников. Таким образом, в системе организационного управления Центра компетенции это должно быть отражено например, созданием проектных групп, дифференцированных по уровню квалификации. Все оргформы, в которых должна найти отражение рассматриваемая идея, закрепляются в Концепции системы организационного управления Центра компетенции.

Идея №2

Клиенты Центра компетенции характеризуются частотой (регулярностью) и содержательной сложностью потребляемых услуг Центра компетенции.

Реализация

Частота потребления услуг клиентом, а также их содержательная сложность естественным образом влияют на процессы планирования (как финансового, так и оперативного) Центра компетенции и оптимизацию затрат на предоставляемые услуги. Таким образом в системе организационного управления Центра компетенции это должно быть отражено, например в различных формах договорных отношений (абонирование на фиксированный объём услуг, отдельный договор на разовые услуги, работа в рамках гарантийных обязательств). Все оргформы, в которых должна найти отражение рассматриваемая идея, закрепляются в Концепции системы организационного управления Центра компетенции.

Идея №3

Потребление клиентами услуг Центра компетенции имеет неравномерное распределение по стоимости её выполнения (ресурсной, квалификационной, временной).

Реализация

Дифференциация клиентов по ресурсным затратам на оказываемые услуги, а также территориальная распределенность клиентов должна быть учтена при проектировании системы организационного управления Центра компетенции. Так для некоторых клиентов, сосредоточенных в одном регионе и потребляющих заданный объём услуг, целесообразно создание территориального представительства Центра компетенции. Для обслуживания достаточно удалённых друг от друга клиентов адекватной может быть оргформа мобильных проектных групп, выезжающих к клиенту. Снижение ресурсных затрат на услуги состоит в поиске оптимальных форм оказания услуг, так что при определённых конфигурациях наиболее эффективным будет дистанционное взаимодействие с клиентом. Все оргформы, в которых должна найти отражение рассматриваемая идея, закрепляются в Концепции системы организационного управления Центра компетенции.

Идея №4

Клиенты Центра компетенции различаются по совокупности используемых функциональностей ИСУ на базе mySAP ERP.

Реализация

Потребители услуг Центра компетенции в силу своей отраслевой дифференциации, а также исторически сложившихся обстоятельств работают с различным набором функциональностей ИСУ на базе mySAP ERP. Для выполнения главной функции Центра компетенции в его организационной и функциональной структуре должны присутствовать соответствующие функциональному набору организационные формы, например группа поддержки модуля FI, группа поддержки модуля HR. Это позволяет дифференцированно (по каждому модулю) оценивать частоту, потребность и ресурсоемкость каждой функции. Подобная квалификация функционального пространства Центра компетенции также закрепляются в Концепции системы организационного управления Центра компетенции.

Идея №5

Стадии эксплуатации компонент ИСУ на базе mySAP ERP от клиента к клиенту могут различаться.

Реализация

Появление новых клиентов, диверсификация деятельности клиента, а также объективно сложившиеся процессы к моменту создания Центра компетенции, определяют возможные стадии эксплуатации компонент ИСУ на базе mySAP ERP: подготовка к внедрению, внедрение, продуктивная эксплуатация, переход на другое программное средство. Для реализации этих задач необходимо создание соответствующих форм в системе организационного управления Центра компетенции. Так, например, для внедрения заданного функционального модуля, необходимо иметь команду специалистов с определённой квалификацией. Если специалистов нет, то требуется решение: взять в штат сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию, обучить имеющихся сотрудников либо, если функциональность новая, а внедрение не предполагает тиражирования, привлечь внешних консультантов. С организационной точки зрения всё это оргформы, которые должны быть предусмотрены Концепцией системы организационного управления Центра компетенции.

Идея №6

Управление развитием ИСУ на базе mySAP ERP требует соответствующего развития Центра компетенции.

Реализация

Внедрение новых функциональностей ИСУ на базе mySAP ERP связано с освоением новых программных продуктов, новых предметных областей. Для реализации соответствующих развитию проектов система организационного управления Центра компетенции (являясь субъектом управления) должна развиваться в соответствии с ИСУ на базе mySAP ERP (объект управления). То есть, должны быть подготовлены специалисты с соответствующей квалификацией, созданы подразделения, реализующие новые функции Центра компетенции.

Для управления процессом развития в структуре Центра компетенции должно быть создано подразделение, управляющее развитием системы организационного управления Центра компетенции. Основные функции этого подразделения состоят в мониторинге и прогнозировании рынка клиентов, оценке текущего состояния Центра компетенции, выработке рекомендаций и (после принятия решений) плана мероприятий по адаптации. Адаптация может состоять как в изменении организационно-функциональной структуры, изменении штатной численности, изменении квалификационных паспортов подразделений и квалификации персонала. Решение относительно оргформы должно быть зафиксировано в Концепции системы организационного управления Центра компетенции.

Идея №7

Развитие системы организационного управления Центра компетенции должно осуществляться в соответствии с представлением об ИДЕАЛЕ Центра компетенции.

Реализация

Наличие идеала Центра компетенции позволяет планировать и осуществлять развитие системы организационного управления Центра компетенции как последовательность шагов по достижению идеала. Для примера, одним из аспектов идеала является 100% поглощение филиальной сети информационной сетью – ликвидация территориальной распределённости с помощью информационных телекоммуникационных технологий. Идеал Центра компетенции разрабатывается и фиксируется в Концепции системы организационного управления Центра компетенции. После внедрения организационного проекта Центра компетенции, в соответствии с достигнутым состоянием, разрабатывается программа мероприятий по совершенствованию в направлении идеала.