Разработка подходов к оценке экономического состояния, тенденций развития водохозяйственного комплекса и результативности государственного управления водохозяйственным комплексом

апрель 2007 – август 2008

Цели

НИР по теме: «Разработать научно-обоснованные подходы оценки экономического состояния, тенденций развития воодохозяйственного комплекса и результативности государственного управления водохозяйственным комплексом с учетом эффективности расходования государственных средств»

Отрасль

Государственное и муниципальное управление

Участники проекта

Научный руководитель:
З.А. Кучкаров
Менеджер проекта:
Е.А. Каменев
Основные исполнители:
К.В. Табаков, О.В. Заманова, Р.С.-М. Терлекчи

Предпосылки к реализации проекта

Представленная научно-исследовательская работа направлена на научное обеспечение перехода к системе бюджетного планирования, ориентированного на результат, во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации.Целями работы является анализ существующих стратегических целей, тактических задач и показателей, используемых в системе Минприроды России для оценки деятельности в сфере водных отношений; анализ экономического состояния и тенденций развития водохозяйственного комплекса; разработка системы интегральных показателей оценки экономического состояния, результативности функционирования водохозяйственного комплекса, результативности государственного управления водохозяйственным фондом.Работа проходила при совместном сотрудничестве с заказчиком практически на всех этапах, последовательном утверждении промежуточных результатов исследования, используемых моделей и подходов, что привело к достижению желаемых результатов. В ходе выполнения работ по базовому проекту были выявлены проблемы управления Минприроды России в сфере водных отношений, которые были разделены на две группы.Первая группа проблем касается стратегических целей, тактических задач и существующих показателей оценки экономического состояния, результативности функционирования водохозяйственного комплекса, результативности государственного управления водохозяйственным фондом по системе Минприроды России. Все выявленные проблемы первой группы характерны почти для всех федеральных исполнительных органов государственной власти. Укрупнено они представлены ниже:логические ошибки декомпозиции стратегических целей на тактические задачи, например: содержание тактической задачи шире, чем содержание декомпозируемой стратегической цели; декомпозиция стратегической цели на тактические задачи проведена по нескольким логическим основаниям и при этом упущены некоторые тактические задачи. К тому же, не различены понятия «стратегическая цель» и «тактическая задача», поэтому одна и та же формулировка может претендовать как на статус стратегической цели, так и на статус тактической задачи;логические ошибки формирования системы показателей для определения степени достижения стратегических целей и/или тактических задач, например: показатель по содержанию не относится к стратегической цели и/или тактической задачи; показатель характеризует не результат (степень достижения стратегической цели и/или тактической задачи), а средство достижения результата. Такие показатели говорят о том как хорошо/плохо мы работали, но не дают ответа на вопрос, что же в результате было полученоотсутствует функциональная связь между показателями тактических задач, декомпозирующих стратегическую цель, и показателями стратегической цели. Это приводит к тому, что достижение целевых значений показателей всех тактических задач, декомпозирующих стратегическую цель, не обеспечивает достижение целевых значений показателей стратегической цели. При этом можно говорить об отсутствии именно системы показателей для стратегической цели и декомпозирующих ее тактических задач.Вторая группа проблем характеризует систему управления Минприроды России в сфере водных отношений:сведения, содержащиеся в используемых формах статистической отчетности, относящейся к функционированию водохозяйственного комплекса, недостаточны для расчета показателей стратегических целей и тактических задач. Собираемая информация представлена в большинстве своем в натуральных величинах, не характеризует результаты деятельности. Кроме того, информация, представляемая по данным формам, является недостаточной для описания экономического состояния и эффективности государственного управления в сфере функционирования водохозяйственного комплекса, оценки эффективности бюджетных расходов;мероприятия водохозяйственного комплекса не обеспечены финансами в полной мере, несмотря на рентабельностьводного хозяйства. Принцип формирования государственного бюджета таков, что процессы производства водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия на водные объекты и осуществления государственного управления обеспечены финансами непропорционально доходам водохозяйственного комплекса, превышающими расходы на указанные статьи;тарифы платы за пользование водными объектами не учитывают объем затрат на поддержание водохозяйственного комплекса и предотвращение негативного воздействия на водные объекты;отсутствуют организационно-экономические механизмы, стимулирующие перераспределение средств в пользу предотвращения негативных воздействий вод за счет статьи расходов ликвидация негативных воздействий вод. Это приводит к возникновению высоких рисков угрозы населению и объектам экономики со стороны водной стихии и выражается в неэффективности использования бюджетных средств.

Примененный подход

В основе разработанных научно обоснованных подходов оценки экономического состояния, тенденций развития водохозяйственного комплекса и результативности государственного управления водохозяйственным комплексом с учетом эффективности расходования государственных средств лежит концептуальная модель водохозяйственного комплекса, представленная процессами взаимодействия природной и социально-экономической сред. В рамках данной модели разработаны понятия «общественная ценность водного объекта», «водохозяйственный комплекс», «общественная ценность водохозяйственного комплекса".Анализ экономического состояния водного хозяйства проводится при гипотетическом предположении «что бы было в условиях финансово-экономической самостоятельности водного хозяйства». Анализ проводился на основании баланса доходов и расходов на водохозяйственный комплекс в соответствии со структурой самого водохозяйственного комплекса.

Результаты

При выполнении анализа экономического состояния водного хозяйства были консолидированы сведения по расходам и доходам водохозяйственного комплекса различных органов государственной власти — МПР России, Росгидромет и Ростехнадзор, а также субъектов Российской Федерации. Использовались такие источники как: доклады о результатах и основных направлениях деятельности указанных органов государственной власти, Федеральные законы о федеральном бюджете на 2007 год, о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, Федеральный закон об исполнении федерального бюджета за 2006 год, помесячные отчеты Федерального казначейства, отчеты бассейновых водных управлений, законы об областных бюджетах.Построение системы интегральных показателей оценки эффективности государственного управления водохозяйственным фондом проводилось на основе разработанной концептуальной модели водохозяйственного комплекса.