Предложение для разработки концепции новой экологической политики Российской Федерации на основе принципа гармонизации баланса между экологией и экономикой

Проблема и ее актуальность

Принцип «охраны окружающей среды» от негативного техногенного воздействия сформировался как реакция на последствия крупномасштабных промышленных и сельскохозяйственных проектов двадцатого столетия. В настоящее время осознается несостоятельность этого принципа ввиду продолжающегося ухудшения состояния окружающей среды, несмотря на ужесточение экологических требований по отношению к бизнесу.

Тем не менее, коренные качественные изменения в государственной системе управления, судя по вырабатываемым решениям, в правительственных кругах не найдены. В Экологической доктрине (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) Российской Федерации в качестве принципов экологической политики заявлена необходимость включения природной среды в систему социально-экономических отношений как ценнейшего компонента национального достояния и взаимной увязки стратегии социально-экономического развития страны и государственной политики в области экологии. Однако действующий федеральный закон «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), содержащий конкретные меры по реализации существующей экологической политики, определяет ее направление лишь как охрану от негативного воздействия со стороны производства, то есть ни о какой взаимной увязке природоохранной и социально-экономической деятельности речи не идет.

Большинство проблем в сфере экологического регулирования связаны с тем, что принцип охраны окружающей среды не соответствует действительности, в которой человек не научился жить без использования природы, а значит и без оказания воздействия на окружающую среду. Поэтому противоречие, состоящее в том, что в интересах государства, бизнеса и населения необходимо поддерживать как благоприятное состояние окружающей среды, так и уровень экономики, соответствующий потребностям общества, должно быть формализовано и стать управляемым.

Проблема заключается в отсутствии выраженной государственной экологической политики, содержащей принципиальные решения, конкретизация и применение которых, позволит однозначно решать экологические конфликты между различными заинтересованными субъектами, такими как: государство, бизнес, общество (население). В условиях отсутствия концепции экологической политики Российской Федерации, не представляется возможным создание работающей системы государственного управления состоянием окружающей среды в соответствии с целями экономического и социального развития региона/страны.

Решение проблемы

Решение указанной проблемы требует последовательной проработки — от принципиальных положений до конкретных мероприятий, обоснованных выработанными принципами.

Представленное предложение направлено на первоначальный этап решения указанной проблемы — разработку концепции новой экологической политики Российской Федерации на основе баланса между экологией и экономикой.

Основная идея, закладываемая в концепцию новой экологической политики, заключается в том, что экология не является некоторой абстрактно самоценной сущностью, а неразрывно связана, определяет и определяется экономикой.

При этом принимаемые со стороны государства меры должны быть направлены на достижение целей поддержания экономики, социального благополучия и качества окружающей среды на определенном уровне путем регулирования (точнее — управления) возникающих конфликтов между заинтересованными субъектами (бизнеса различных сфер деятельности, населения различных регионов и т. п.) по поводу объектов окружающей среды.

Инновационная составляющая решения проблемы определяется следующим: 

  • подходом к выработке основных принципов на основании исследования предметной области методами концептуального анализа и синтеза;
  • подходом к анализу и квалификации накопленного практического опыта государственного и частного управления крупными промышленными корпорациями в части экологии и возникающих противоречий между экологией, экономикой и социальной сферой региона/предприятия/страны;
  • проектированием основ системы государственного управления на основании проведенного анализа, внедрение которого позволит достигать поставленные цели;
  • применением методологии разработки непротиворечивых целостных нормативных правовых актов на основании понятий нормы и системы норм, нормируемого объекта и т. п. 

Описание конечного продукта

В Концепции экологической политики необходимо указать соответствующие цели государства, зафиксировать принципиальные решения, в соответствии с которыми будет осуществляться экологическая политика страны и однозначно разрешаться экологические конфликты между субъектами, исходя из экономической, экологической и социальной обстановки. Концепция является документом, в котором точно установлены конструктивные решения принципиального характера, определяющие границу, структуру и общее содержание экологической политики страны, конкретизируемое при ее последовательной разработке.

Стоимость работы — 8 млн. руб.
Смета затрат (трудозатрат, зарплат, канцтоваров и пр.) заказчику не предоставляется.
Работа начинается при 50% авансировании.