Информационный бюллетень «Элемент»

Бюллетень «Элемент» – издание Аналитического центра «Концепт», предназначенное для оперативного информирования о новых идеях, результатах, гипотезах, перспективах и опыте применения методов концептуального анализа и проектирования и закрепления авторства, а также публикации официальных материалов Центра.
Бюллетень – издание непериодическое, сроки выхода очередного выпуска определяются требованиями закрепления авторства, наличием поступивших материалов, организационно-техническими возможностями Центра.
Издание Бюллетеня ведется в рамках реализации Издательской программы Центра на основании «Положения о поддержке инициативных проектов Аналитическим центром «Концепт» от 17.04.95.
В рамках проекта осуществляется издание нескольких специальных серий Бюллетеня.

Серия 1 «Документы»

Выпуски серии содержат руководящие и информационно-справочные ма­териалы Центра, публикуемые для извещения и ознакомления сотрудников.

Серия 2 «Идеи, гипотезы, результаты»

Выпуски серии являются средством закрепления авторства идей и разработок концептуального направления, средством профессионального общения сотрудников Центра и служат наращиванию потенциала концептуального направления. Материалы, представленные в серии, могут отражать как точку зрения группы лиц, так и личную точку зрения.

Серия 3 «И это все о нем»

Выпуски серии публикуют материалы, имеющие отношение к концептуальному направлению. Жанр и статус материалов не ограничиваются.

24 окт 2011

З. А. Кучкаров

Высшие Функции власти определены и заданы культурой, историей, принятой идеологией, общественной рефлексией текущего момента, проблем, вызовов, угроз.

Для осуществления Высших функций созданы Институты и Органы власти.

Институты и Органы власти наделены Полномочиями, переданными властью.

Полномочия распределены по Институтам и Органам власти.

Полномочия юридически закреплены. Все изменения распределения полномочий осуществляются Властью согласованно и целостно во всех Институтах и Органах, моментально закрепляются юридически и доводятся до Институтов и Органов.

Процесс реализации Высших функций Органами власти определён и закреплён, в частности, механизм согласованного контролируемого осуществления полномочий всеми Институтами и Органами власти определён и зафиксирован юридически.

Качество и Степень реализации Высших функций измеримы.

Цели, задачи и мероприятия (Низовые функции) по реализации Высших функций достижимы, измеримы.

Определены процедуры Оценки достижения Высших функций и Санкции за недостижение Высших функций.

Определены процедуры поощрения за достижение и санкции за недостижение низовых функций.

Определены процедуры и показатели Оценки достижения целей, выполнения мероприятий.

Институты и Органы власти укомплектованы людьми, компетентными в сфере делегированных им функций.

Люди мотивированы к осуществлению функций наилучшим доступным им образом в рамках процессов и механизмов, которые определены и закреплены.

Институты и Органы обеспечены всеми необходимыми методами, средствами, методиками, нормативами, оборудованием, средствами коммуникаций, информацией и финансами.

Сферы деятельности Институтов и Органов концептуально определены как:

  • точное разбиение всей сферы госуправления;
  • как распределение типа толерантности (объекты регулирования одновременно в двух или более разных сферах деятельности);
  • определены все понятия-«амфибии».

Полномочия концептуально определены как:

  • объекты полномочий;
  • предметы полномочий (сфера ведения);
  • действия, разрешённые для реализации полномочий.

Функции непротиворечиво и без потери смысла декомпозированы на более дробные и доступные для реализации части (подфункции).

Компетентности концептуально определены как их носитель, образование, опыт.

Ответственность концептуально определена как санкция, сбалансированная с приданными полномочиями и ценой неверных решений в сфере ведения.

Мотивация определена как тестируемое психофизиологическое и ценностное «устройство» индивида.

Интенсивность функций определена как качественная и количественная характеристика выполнения функций в адекватных показателях.

Мощности методов, средств и механизмов исполнения государственных функций определены как сбалансированная техническая и методическая оснащённость персонала, его численность, компетентности.

Определён ключевой процесс госаппарата как целеполаганиеСтратегическое планирование и управление.

Определены и юридически закреплены механизмы и процедуры, научно-обоснованные подходы и методики совершенствования и развития государства, его Институтов и Органов: Стратегическое (аналитическое проблемное) интервьюирование, Стратегическая диагностика, Стратегическая реконструкция складывающихся проблем, Стратегический реинжиниринг аппарата, Стратегические изменения норм правового поля.


 
В начало

11 июл 2011

З. А. Кучкаров, А. В. Никитин

Называние отношения термином из языка, несущем семантику одного из состояний данного отношения, приводит к усложнению конвенциональной функции проектировщика. Удержание нейтральной семантики исходного термина при формировании лингвистических интерпретаций и наименований производных развитых термов становится всё труднее.

Например, понятие «Безопасность» схематизируется как отношение и затем получает название «отношение безопасности». Традиции русского языка ведут к именно такому предпочтению, а не к «отношению опасности», хотя такой выбор не обязателен.

Дальнейшая метризация этого отношения получает название «уровень безопасности» (или «уровень опасности»). Но тогда как назвать крайнее значение этой шкалы? «Опасный уровень безопасности» выглядит как шутка. Однако, обратимся к практикам создания систем. Вот пример из документации на АСУ транспортного комплекса:

Информационно–аналитическая система регулирования на транспорте (АСУ ТК). Подсистема мониторинга состояния транспортного комплекса. Частное техническое задание. Приложение 1. Перечень показателей, характеризующих результативность деятельности Минтранса России для представления в ГАС «Управление». … Показатель № 28. «Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию, имеющих опасный уровень безопасности».

Этот пример наводит на рекомендацию, чтобы термин, называющий отношение, введённое в результат операции релятивизации сущности, был «безотносительным» к значениям этого отношения. Например, отношение назвать «отношение угрозы» (субъект А угрожает субъекту В с помощью С и т. д.). Тогда состояние «низкий уровень угрозы» можно назвать «состояние безопасности», состояние «высокий уровень угрозы» назвать «состояние опасности».
07.06.2011

В начало

12 мар 2006

З. А. Кучкаров

Впервые понятие «идеальной системы» был сформулировано на примере систем связи  в методологии системотехники в 40-е годы прошлого века. При этом сам конструкт «идеальная система» остался имплицитным. Конструкция «аспектной/функциональной идеальной системы», методика «идеализации» и последующего целеполагания были разработаны с нашим участием и научным руководством в одной из прикладных НИР, выполнявшихся с применением концептуальных методов в ЦНИИЭУС Госстроя в конце 1980-х гг. С тех пор в наших прикладных работах как прямое постулирование, так и функционально-конструктивное построение идеальной системы применяется регулярно. Скажем, идеальная система лекарственного обеспечения населения (в работе для ОАО «Фармимэкс», [1]), идеальная система здравоохранения (в работе по БОР для Ленинградской области, 2005) и др.

В [2] нами введена номинальная конструкция «конуса», связывающего иерархию конкретизаций от «идеи», «концепции», «доктрины» и «стратегии», до «программы», «проекта», «регламента» и «документа» системы организационного управления.

Таким образом, возможность проведения методологического принципа «идеальной системы» не только для «системы», но и всех уровней «конуса» эвристически стало очевидным.

Ответ на первый вопрос – что такое «идеальная идея» – выглядит, разумеется, вызывающим или, по крайней мере, неподготовленным. Тем более, что полноценно развить первый вариант, который возник в 2006 году, повода и возможности не представилось. Тем не менее, его публикация может представить интерес.

Итак, идеальная идея обладает следующими значениями атрибутов:

• Идеальная идея – сущность, отличимая от любой иной идеи.
• Идеальная идея всем понятна, её не надо объяснять, её достаточно сообщить.
• Идеальная идея не искажаема при передаче от человека к человеку.
• Идеальная идея не трактуема (в том числе, не «развиваема») при коммуникации.
• Идеальная идея эквивалентно переводится на все языки мира и обратно.
• Идеальная идея не искажается при конкретизации любого ранга.
• Идеальная идея принимается всеми субъектами безусловно.
 
Литература
1. Стратегия ОАО «Фармимэкс». Отчёт НП «Концепт», 1996.
2. Внедрение БОР в здравоохранении Ленинградской области. Отчёт НП «Концепт», 2005.
3. З. А. Кучкаров «Стратегическое планирование и управление», М., «Концепт», 2001.

В начало

10 мар 1998

З. А. Кучкаров
 
Концепция — это документ высшего уровня в данной организации/компании, который отвечает на следующие вопросы:

Проблемы, ответом на которые является настоящая концепция.

Принципы построения системы организационного управления организацией/компанией.

Объекты управления.

Задачи управления, включая:

• цели;

• критерии их достижения.

Типология (перечни) решений:

• принимаемых регулярно;

• принимаемых эпизодически.

Процедуры выработки и принятия решений:

• рутинные, согласно заведённому и предустановленному порядку;

• эвристические, неформальные, творческие.

Лица и органы, принимающие решения.

Распределение властных полномочий.

Распределение ответственности по лицам и органам, принимающим решения.

Порядок и этапы перехода от существующей системы управления к проектируемой.

Приложение. Словарь применяемых в концепции терминов и понятий.
 
Примечание. Концепция устанавливает «Основной Закон» организации.
 
В начало